мир права

Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь

Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июля 2011 г. № 124

О детском доме, детской деревне, детском городке

Изменения и дополнения:

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 70 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/26202 от 31.07.2012 г.) <W21226202>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 134 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/26672 от 26.12.2012 г.) <W21226672>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 147 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/32642 от 22.12.2017 г.) <W21732642>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 ноября 2021 г. № 237 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/37361 от 23.11.2021 г.) <W22137361>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 г. № 221 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/38557 от 16.08.2022 г.) <W22238557>;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 апреля 2024 г. № 44 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/41535 от 08.05.2024 г.) <W22441535>

 

На основании пункта 4 статьи 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании, части четвертой статьи 29 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях» Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о детском доме, детской деревне, детском городке (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о детском доме, детской деревне (городке)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 89, 8/14477);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 140 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2006 г. № 47» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 58, 8/20295).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр

С.А.Маскевич

 

СОГЛАСОВАНО

Министр труда
и социальной защиты
Республики Беларусь

М.А.Щеткина

22.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов
Республики Беларусь

А.М.Харковец

25.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Брестского областного
исполнительного комитета

К.А.Сумар

20.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Витебского областного
исполнительного комитета

А.Н.Косинец

25.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гомельского областного
исполнительного комитета

В.А.Дворник

22.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Гродненского областного
исполнительного комитета

С.Б.Шапиро

21.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского областного
исполнительного комитета

Б.В.Батура

22.07.2011

СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателя
Могилевского областного
исполнительного комитета

А.М.Исаченко

22.07.2011

 

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель
Минского городского
исполнительного комитета

Н.А.Ладутько

20.07.2011

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь

25.07.2011 № 124

ПОЛОЖЕНИЕ
о детском доме, детской деревне, детском городке

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение регулирует деятельность детских домов, в том числе детских домов при монастырях (далее, если не установлено иное, – детский дом), детских деревень, детских городков.

2. Детский дом – социально-педагогическое учреждение, которое принимает участие в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка, реализует образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от трех до восемнадцати лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, а также осуществляет постинтернатное сопровождение выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае отсутствия медицинских противопоказаний допускается проживание в детском доме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от одного года до трех лет.

Детский дом при монастыре – социально-педагогическое учреждение, созданное монастырем, которое принимает участие в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, а также осуществляет постинтернатное сопровождение выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Детская деревня, детский городок – социально-педагогические учреждения, которые принимают участие в реализации плана защиты прав и законных интересов ребенка, реализуют образовательную программу дошкольного образования и предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от одного года до восемнадцати лет, в которых обязанности по их обучению и воспитанию выполняют его работники (родители-воспитатели), осуществляют постинтернатное сопровождение выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Детский дом, за исключением детского дома при монастыре, детская деревня, детский городок могут быть государственными и частными.

5. Основными задачами детского дома, детской деревни, детского городка являются:

воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – воспитанники);

создание благоприятных условий, приближенных к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников;

обеспечение социальной защиты и социальной адаптации воспитанников;

формирование у воспитанников готовности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности;

обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников;

защита прав и законных интересов воспитанников;

создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников;

устройство воспитанников на воспитание в семьи.

Детский дом, детская деревня, детский городок обеспечивают реализацию мероприятий комплексной реабилитации воспитанников, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.

6. Детский дом, детская деревня, детский городок являются юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом детского дома, детской деревни, детского городка.

7. Устав детского дома, детской деревни, детского городка утверждается учредителем в порядке, установленном законодательством.

8. Детский дом, детская деревня, детский городок могут иметь структурные подразделения, которые должны быть указаны в уставе детского дома, детской деревни, детского городка.

9. Детский дом, детская деревня, детский городок имеют право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

10. Детский дом, детская деревня, детский городок создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 2
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ДОМА

11. Детский дом состоит из разновозрастных групп наполняемостью 10–12 воспитанников, размещенных в отдельных жилых помещениях либо в отдельных жилых домах с организацией жизнедеятельности, максимально приближенной к семейным условиям.

12. Численность воспитанников в детском доме – 20–75 детей, за исключением детского дома при монастыре, численность воспитанников которого составляет не более 20 детей.

13. В структуру детского дома могут входить отделение постинтернатной адаптации, библиотека, прачечная, столовая, медицинское отделение, учебно-опытный участок, учебно-опытное хозяйство, учебно-производственная мастерская и иные структурные подразделения, обеспечивающие реализацию уставных целей и задач. 

14. Отделение постинтернатной адаптации предназначено для самостоятельного проживания и подготовки к самостоятельной жизни воспитанников, а также бывших воспитанников, являющихся лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающими профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования (далее, если не определено иное, – бывшие воспитанники), дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

15. Воспитанники детского дома в возрасте от 14 до 18 лет могут проживать в отделении постинтернатной адаптации в целях обеспечения подготовки к самостоятельной жизни, формирования навыков самообслуживания и расходования средств в течение не более 1 недели в месяц.

Бывшие воспитанники могут проживать в отделении постинтернатной адаптации в период обучения в учреждениях образования в дневной форме получения образования до достижения возраста 23 лет.

Условия и порядок определения воспитанников и бывших воспитанников детского дома в отделение постинтернатной адаптации устанавливаются уставом детского дома.

Детский дом взаимодействует с учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, по вопросам организации образовательного процесса, его хода и содержания, по вопросам результатов учебной деятельности бывших воспитанников, проживающих в отделении постинтернатной адаптации, и подготовки их жизнеустройства после прекращения образовательных отношений.

ГЛАВА 3
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ, ДЕТСКОГО ГОРОДКА

16. Детская деревня, детский городок состоит из двух и более воспитательных групп и структурных подразделений, обеспечивающих реализацию ее (его) целей и задач. 

Родители-воспитатели и дети, переданные им на воспитание на основании договора об условиях воспитания и содержания детей, в детской деревне проживают в отдельных жилых домах, а в детском городке – в отдельных квартирах.

В целях создания семейного уклада жизни в детских деревнях, детских городках организуется совместное проживание родителей-воспитателей и воспитанников и ведение ими общего хозяйства.

17. В структуру детских деревень, детских городков могут входить библиотека, отделения постинтернатной адаптации, прачечная, иные структурные подразделения, необходимые для реализации уставных целей и задач.

Отделения постинтернатной адаптации осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, иными актами законодательства и уставом детской деревни, детского городка.

18. Численность воспитанников в детской деревне, детском городке составляет от 20 до 120 детей.

Наполняемость воспитательных групп в детской деревне, детском городке – 5–10 воспитанников (но не более 10 воспитанников с учетом родных и усыновленных детей родителей-воспитателей).

19. Родители-воспитатели и проживающие вместе с ними члены их семей, находящиеся на их иждивении, могут проживать в детской деревне, детском городке в течение всего срока действия их трудового договора.

20. Комплектование воспитательных групп детской деревни, детского городка воспитанниками осуществляется структурными подразделениями районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, с участием родителей-воспитателей. Воспитательная группа в государственной детской деревне, детском городке комплектуется в течение шести месяцев со дня заключения трудового договора с родителем-воспитателем. Сроки комплектования воспитательных групп в частной детской деревне, детском городке определяются учредителем.

Число детей, которые могут быть переданы на воспитание в воспитательную группу, и очередность их передачи определяются совместно руководителем, педагогом-психологом и (или) педагогом социальным детской деревни, детского городка и родителем-воспитателем комплектуемой группы.

Родители-воспитатели с целью комплектования воспитательной группы по письменному разрешению руководителя детской деревни, детского городка могут приглашать воспитанников других детских интернатных учреждений на выходные дни, а также государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими, а также во время каникул. Руководители детских интернатных учреждений обязаны познакомить родителей-воспитателей с личными делами этих воспитанников.

21. Организация питания воспитанников детской деревни, детского городка осуществляется родителями-воспитателями под контролем руководителя детской деревни, детского городка. Родители-воспитатели обеспечивают сбалансированное питание воспитанников детской деревни, детского городка в соответствии с их возрастом и нормами питания, установленными законодательством.

Руководитель детской деревни, детского городка оказывает помощь родителям-воспитателям в приобретении продуктов питания и осуществляет еженедельный контроль за организацией и качеством питания.

ГЛАВА 4
ПРИЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ

22. В детский дом принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет.

В детскую деревню, детский городок принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 1 года до 18 лет. С согласия руководителя детской деревни, детского городка и родителей-воспитателей по решению местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) ребенка об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение (далее – решение местного исполнительного и распорядительного органа) в детскую деревню, детский городок могут направляться на воспитание дети в возрасте от 1 года до 3 лет, признанные нуждающимися в государственной защите.

23. В детский дом, детскую деревню, детский городок направляются как вновь выявленные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так и воспитанники детских интернатных учреждений.

24. Направления в детский дом, детскую деревню, детский городок выдаются структурными подразделениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа. Перевод воспитанников из других детских интернатных учреждений в детскую деревню, детский городок осуществляется по направлениям структурных подразделений областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования.

25. Братья и сестры направляются в один детский дом, детскую деревню, детский городок, в одну группу (воспитательную группу), за исключением случаев, когда ребенок в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации должен находиться в учреждении специального образования.

При направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детский дом при монастыре, при наличии сведений, учитывается их отношение к религии, религиозные традиции семей, в которых воспитывались дети.

26. Устройство ребенка в группу (воспитательную группу) детского дома, детской деревни, детского городка должно осуществляться с учетом желания ребенка и рекомендаций педагога-психолога и (или) педагога социального.

В интересах ребенка и с его согласия он может быть переведен в другую группу на основании приказа руководителя детского дома. Перевод ребенка в другую воспитательную группу детской деревни, детского городка согласовывается с родителями-воспитателями обеих воспитательных групп детской деревни, детского городка.

27. Дети зачисляются в детский дом, детскую деревню, детский городок на основании приказа руководителя детского дома, детской деревни, детского городка в течение суток с момента их поступления. Сведения о ребенке, поступившем в детский дом, детскую деревню, детский городок, заносятся в журнал учета воспитанников детского дома, детской деревни, детского городка.

Руководитель детской деревни, детского городка при передаче ребенка в воспитательную группу заключает с каждым из родителей-воспитателей воспитательной группы договор об условиях воспитания и содержания детей по форме согласно приложению.

Государственное обеспечение детям предоставляется в детском доме на основании приказа руководителя со дня поступления ребенка, а в детской деревне, детском городке на основании решения органа опеки и попечительства со дня устройства в детскую деревню, детский городок путем перечисления родителям-воспитателям ежемесячных денежных выплат на содержание воспитанников.

28. На каждого ребенка, направленного в детский дом, детскую деревню, детский городок, руководителю по акту передаются следующие документы:

свидетельство о рождении ребенка;

паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий личность;

медицинская справка о состоянии здоровья или выписка из медицинских документов ребенка;

документы, предусмотренные статьями 4 и 5 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

информация о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа о закреплении жилого помещения, из которого выбыл ребенок;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа по месту приобретения ребенком статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;

документы, подтверждающие право ребенка на пенсию;

иные документы, предусмотренные законодательством.

При отчислении воспитанника из детского дома, детской деревни, детского городка ему либо его законному представителю по акту передаются все документы, указанные в части первой настоящего пункта.

29. Исключен.

30. Воспитанники детского дома, детской деревни, детского городка, получающие профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, до достижения совершеннолетия могут проживать в детском доме, детской деревне, детском городке и включаться в состав воспитанников детского дома, детской деревни, детского городка.

Дети, получающие образование в учреждениях образования Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства спорта и туризма, остаются в составе воспитанников детского дома, детской деревни, детского городка до достижения совершеннолетия.

В состав воспитанников детского дома, детской деревни, детского городка не включаются бывшие воспитанники, проживающие в отделении постинтернатной адаптации, достигшие совершеннолетия.

31. Бывшие воспитанники принимаются в отделение постинтернатной адаптации и отчисляются из него на основании приказа руководителя детского дома, детской деревни, детского городка. Материальное обеспечение бывших воспитанников детского дома, детской деревни, детского городка, проживающих в отделении постинтернатной адаптации, осуществляется учреждениями образования, в которых им предоставлено государственное обеспечение.

32. Бывшие воспитанники детского дома, детской деревни, детского городка по согласованию с руководителем учреждений, в которых они получают образование, могут находиться в детском доме, детской деревне, детском городке в дни, свободные от учебных занятий (каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими, а также в период болезни), без оплаты за проживание. Питанием бывшие воспитанники обеспечиваются при условии внесения ими платы по нормам, установленным для детского дома, детской деревни, детского городка.

33. Воспитанники детского дома, детской деревни, детского городка до достижения совершеннолетия могут передаваться на патронатное воспитание в соответствии с Положением о патронатном воспитании, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 596.

34. Права и обязанности воспитанников детских домов, детских деревень, детских городков определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом детского дома, детской деревни, детского городка.

ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ДОМА, ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ, ДЕТСКОГО ГОРОДКА

35. Организация образовательного процесса в целях освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

С воспитанниками из числа лиц с особенностями психофизического развития организуется обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

В детском доме при реализации образовательных программ, указанных в части второй настоящего пункта, могут быть организованы специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания.

36. Воспитанники детского дома, детской деревни, детского городка, достигшие совершеннолетия до завершения обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования, остаются на государственном обеспечении в составе воспитанников детского дома, детской деревни, детского городка до завершения текущего учебного года и решения вопроса о приеме (зачислении) их в учреждение образования, реализующее образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, либо до их трудоустройства (регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите), но не позднее дня начала следующего учебного года.

37. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

38. Медицинское обслуживание воспитанников детского дома осуществляется в соответствии с законодательством.

ГЛАВА 6
РАБОТНИКИ ДЕТСКОГО ДОМА, ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ, ДЕТСКОГО ГОРОДКА. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ ДЕТСКИМ ДОМОМ, ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНЕЙ, ДЕТСКИМ ГОРОДКОМ

39. Права и обязанности работников детского дома, детской деревни, детского городка устанавливаются актами законодательства, договорами об условиях воспитания и содержания детей, уставами, иными локальными правовыми актами учреждений образования, заключенными с ними трудовыми договорами.

40. На должность служащего родителя-воспитателя детской деревни, детского городка назначаются лица, соответствующие квалификационным требованиям, установленным законодательством.

Родители-воспитатели детских деревень, детских городков на безвозмездной основе осуществляют права и выполняют обязанности опекуна, попечителя в части, установленной договором об условиях воспитания и содержания детей.

41. На воспитательную группу в детской деревне, детском городке устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.

При приеме на должности служащих родителей-воспитателей детской деревни, детского городка лиц, состоящих в браке, трудовые договоры заключаются с обоими супругами на одинаковый срок в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

42. Руководители, воспитатели, родители-воспитатели и другие педагогические работники обязаны принимать необходимые меры по усыновлению воспитанников детского дома, детской деревни, детского городка или устройству их на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа.

43. Работники детского дома, детской деревни, детского городка обязаны заботиться о здоровье воспитанников, их нравственном и физическом воспитании и развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоятельной жизни.

44. Права работников детского дома, детской деревни, детского городка не могут осуществляться в противоречии с интересами воспитанников.

45. На период отсутствия родителя-воспитателя детской деревни, детского городка (выходной день, трудовой или социальный отпуск, болезнь, командировка и др.) руководитель детской деревни, детского городка обязан осуществить замену отсутствующего родителя-воспитателя другим педагогическим работником (родителем-воспитателем), предусмотренным в штате для этих целей. При этом в период трудового отпуска, предоставляемого в соответствии с графиком, руководитель детской деревни, детского городка совместно с учредителем решает вопрос об организации летнего отдыха воспитанников либо их временном переводе в другую воспитательную группу.

В случае необходимости воспитанники нескольких воспитательных групп могут объединяться в одну группу наполняемостью до 10 воспитанников на основании приказа руководителя детской деревни, детского городка.

46. Работники детского дома, детской деревни, детского городка обязаны содействовать поиску братьев и сестер, иных родственников воспитанников и поддержанию их отношений с воспитанниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам воспитанников.

Руководитель детского дома, детской деревни, детского городка по просьбе родителей, лишенных родительских прав, может разрешить им общение с ребенком, являющимся воспитанником учреждения.

В случае отказа руководителя детского дома, детской деревни, детского городка от предоставления родителям, лишенным родительских прав, возможности общаться с ребенком порядок общения определяет орган опеки и попечительства.

47. Родители-воспитатели детской деревни, детского городка обеспечивают сохранность имущества, закрепленного за воспитательной группой, на основании договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

48. Управление детским домом, детской деревней, детским городком осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом детского дома, детской деревни, детского городка и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

49. Непосредственное управление детским домом, детской деревней, детским городком осуществляет директор. Директор детского дома, детской деревни, детского городка назначается на должность служащего и освобождается от должности служащего его (ее) учредителем либо уполномоченным им органом.

50. Основным органом самоуправления в детском доме, детской деревне, детском городке является педагогический совет, возглавляемый директором.

В детском доме, детской деревне, детском городке может создаваться попечительский совет в порядке, определенном постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования».

ГЛАВА 7
ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ДЕТСКОГО ДОМА, ДЕТСКОЙ ДЕРЕВНИ, ДЕТСКОГО ГОРОДКА

51. Учредитель закрепляет за детским домом, детской деревней, детским городком имущество на правах оперативного управления и осуществляет финансирование их деятельности в порядке, установленном законодательством.

52. Детский дом, детская деревня, детский городок владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, заданиями учредителя в пределах, установленных законодательством.

53. Детский дом, детская деревня, детский городок несут ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ними имущества.

54. Материально-техническая база детского дома, детской деревни, детского городка включает здания, сооружения, земельные участки, оборудование, транспортные средства и иное имущество.

55. Финансирование детского дома, детской деревни, детского городка государственной формы собственности осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

Финансирование детского дома, детской деревни, детского городка частной формы собственности осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

56. Исключен.

57. Детский дом, детская деревня, детский городок имеют право передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций.


 

 

Приложение

к Положению о детском доме,
детской деревне, детском городке

 

Форма

ДОГОВОР № ______
об условиях воспитания и содержания детей

__ __________ 20__ г.

___________________________

 

(место заключения договора)

 

_____________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя детской деревни, детского городка

действующий на основании _____________________________________________________

(устав, дата и номер утверждения, выдачи, регистрации)

которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения настоящего договора, именуемый в дальнейшем Руководитель, с одной стороны, и гражданка ______________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

гражданин ____________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

(далее – Родитель-воспитатель (Родители-воспитатели), с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Руководитель передает, а Родитель-воспитатель (Родители-воспитатели) принимает на воспитание ребенка (детей)

_____________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ребенка, дата рождения)

_____________________________________________________________________________

(номер, серия (при наличии) свидетельства о рождении (вид документа, удостоверяющего личность, его

_____________________________________________________________________________

серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование (код) государственного органа, его выдавшего)

_____________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ребенка, дата рождения)

_____________________________________________________________________________

(номер, серия (при наличии) свидетельства о рождении (вид документа, удостоверяющего личность, его

_____________________________________________________________________________

серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование (код) государственного органа, его выдавшего)

_____________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ребенка, дата рождения)

_____________________________________________________________________________

(номер, серия (при наличии) свидетельства о рождении (вид документа, удостоверяющего личность, его

_____________________________________________________________________________

серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование (код) государственного органа, его выдавшего)

2. Права и обязанности сторон:

2.1. Руководитель:

является законным представителем ребенка (детей) и совершает от его (их) имени и в его (их) интересах все необходимые сделки;

дает согласие на совершение ребенком (детьми) в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет тех сделок, которые по закону несовершеннолетний (несовершеннолетние) не вправе совершать самостоятельно;

защищает имущественные и жилищные права и интересы ребенка (детей);

представляет интересы ребенка (детей) в государственных органах и иных организациях;

оказывает правовую помощь Родителю-воспитателю (Родителям-воспитателям) в решении вопросов защиты прав и законных интересов ребенка (детей);

оказывает Родителю-воспитателю (Родителям-воспитателям) содействие в выборе учреждения образования и формы обучения ребенка (детей), в получении ребенком (детьми) документа, удостоверяющего личность, в осуществлении регистрации ребенка (детей) по месту жительства;

организовывает оздоровление ребенка (детей);

оказывает помощь Родителю-воспитателю (Родителям-воспитателям) в приобретении продуктов питания и осуществляет еженедельный контроль за организацией и качеством питания ребенка (детей);

осуществляет контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей ребенка (детей), подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением договора об условиях воспитания и содержания детей;

самостоятельно определяет формы и периодичность контроля;

2.2. Родитель-воспитатель (Родители-воспитатели) на безвозмездной основе осуществляет следующие права и выполняет обязанности опекуна (попечителя)*:

организует адаптацию ребенка (детей) в воспитательной группе;

обеспечивает безопасность ребенка (детей) и удовлетворение его (их) основных жизненных потребностей, охраняет его (их) от злоупотреблений со стороны третьих лиц;

организует совместное проживание с ребенком (детьми), быт;

обеспечивает соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания ребенка (детей);

обеспечивает сбалансированное питание ребенка (детей) в соответствии с его (их) возрастом и нормами питания, установленными законодательством;

обеспечивает уход и надзор за ребенком (детьми);

организует досуг ребенка (детей);

организует общение с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи ребенка (детей);

формирует у ребенка (детей) позитивный опыт жизни в семье, представление об особенностях поведения и функциях всех членов семьи;

оказывает помощь в социализации после выпуска из учреждения образования;

контролирует сохранность имущества ребенка (детей), распоряжается в интересах ребенка (детей) суммами, поступающими в качестве пенсий, пособий и других текущих поступлений;

извещает Руководителя о возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания и обучения ребенка (детей);

обеспечивает получение ребенком (детьми) необходимой медицинской помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей);

не препятствует возврату ребенка (детей) его родителям или усыновлению, если для этого возникнут законные основания;

сотрудничает с Руководителем и не препятствует устройству ребенка (детей) в другую воспитательную группу детской деревни, детского городка на время отсутствия у него (них) возможности исполнять обязанности, установленные данным договором, по основаниям, установленным законодательством (служебная командировка, прохождение обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и др.);

получает на содержание каждого ребенка (детей) средства в размере, установленном законодательством, в следующем порядке: ________________________________________

(порядок предоставления средств на содержание детей)

_____________________________________________________________________________

и использует полученные средства на удовлетворение потребностей ребенка (детей);

отчитывается перед Руководителем о расходовании полученных на содержание каждого ребенка (детей) средств.

______________________________

*Конкретный объем прав и обязанностей опекуна, попечителя, на безвозмездной основе осуществляемых Родителем-воспитателем (Родителями-воспитателями), определяется в соответствии с законодательством по соглашению сторон в настоящем договоре.

3. Дополнительные условия договора (по договоренности сторон):

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Срок действия договора __________________________________________________

(лет, месяцев)

с _____________ 20__ г. до ___________ 20__ г.

Договор вступает в силу с момента его подписания.

Срок действия договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за 2 (две) недели до его истечения.

5. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:

по инициативе Родителя-воспитателя (Родителей-воспитателей) в случаях, предусмотренных статьей 167 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;

по инициативе Руководителя в случаях, предусмотренных статьей 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

В случае расторжения настоящего договора по инициативе одной из сторон средства, полученные на содержание ребенка (детей) в текущем месяце, возвращаются Родителем-воспитателем (Родителями-воспитателями) со дня, следующего за днем расторжения настоящего договора, в следующем порядке: ___________________________

_____________________________________________________________________________

6. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего договора, рассматриваются сторонами в срок до 1 месяца после их возникновения в целях выработки согласованного решения, а в случае отсутствия соглашения передаются на разрешение в суд в установленном законодательством порядке.

7. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится у Руководителя, второй – у Родителя-воспитателя (Родителей-воспитателей).

8. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются дополнительными соглашениями, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.

 

Руководитель:
_____________________________________

Родитель-воспитатель:
___________________________________

(подпись)

(подпись)

_____________________________________

___________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество
(если таковое имеется)

(фамилия, собственное имя, отчество
(если таковое имеется)

_____________________________________

___________________________________

(полное наименование учреждения образования)

(вид документа, удостоверяющего личность, его серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование (код) государственного органа, его выдавшего, адрес места жительства)

 

 

_____________________________________

Родитель-воспитатель:
___________________________________

(местонахождение)

(подпись)

 

___________________________________

 

(фамилия, собственное имя, отчество
(если таковое имеется)

 

___________________________________

 

(вид документа, удостоверяющего личность, его серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование (код) государственного органа, его выдавшего, адрес места жительства)